55 лет со дня открытия музея А. К. Толстого в селе Красный Рог Почепского района

14 мая 1967 г. — день открытия   музея А. К. Толстого в селе Красный Рог Почепского района

Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился 5 сентября 1817. С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед — последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед — министр народного просвещения при Александре I — А. К. Разумовский). Отец — граф К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата — писателя А. Перовского ( А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.  Жили они на Украине. Позже  перебрались в дом в Красном Роге, где вместе растили будущего писателя.

Восьми лет А.К.Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского — Жуковского — мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом, завязавшиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.

    В 1826 году  А.К.Толстой с матерью и дядею писателем Антонием Погорельским отправился в Германию. В памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Beймаре Гете и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства.

В 1835 году,  имение Красный Рог переходит от Перовских к Анне Алексеевне Толстой. С этого момента начинается так называемый «мемориальный период» в истории усадьбы Красный Рог, период непосредственно связанный с жизнью и творчеством А. К. Толстого.
К концу 1830-х годов относятся первые, документально зафиксированные факты пребывания А. К. Толстого в Красном Роге.  Однако, судя по всему, вплоть до середины 1860-х годов Толстой в своих черниговских имениях бывал нечасто и, появляясь, останавливался порой не в Красном Роге, а в Погорельцах.

Толстой получил блестящее домашнее образование. В1834 г. он был зачислен в архив Министерства иностранных дел. В его обязанности входил разбор и описание древних документов. Как «студент архива», он в 1836 году выдержал в Московском университете экзамен «по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета, был зачислен в Московский архив министерства иностранных дел.

    В 1837г. был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. В 1840г. возвратился в Россию и был назначен во II отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание камер – юнкера в канцелярии по законодательству. В том же году умер его дядя Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее А.К.Толстой дослужился до флигель – адъютанта. Он часто ездил заграницу, вел светскую жизнь.

В конце 30-х — начале 40-х Толстой написал на французском языке фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В1841г. под псевдонимом Краснорогский была напечатана повесть «Упырь».  В это же время Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов; многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.).

Зимой 1850-51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

Истории их знакомства посвящено стихотворение «Средь шумного бала…» Впервые они повстречались на бал-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться. В светской толпе он сразу обратил на нее внимание. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бал-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.

В 1854году русское образованное общество узнало новое имя – Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе со своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого выступали с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя.

   В 1855 году, во время Крымской войны, Алексей Константинович Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С. А. Миллер, на которой он позднее женился.

Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом. Но службой Толстой тяготился, открыто выражал нежелание продолжать заниматься нелюбимым делом: «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре».

После смерти в 1857году матери владельцем Красного Рога становится Алексей Константинович. Жизнь Толстого в Красном Роге в период его постоянного пребывания в имении – то есть с 1865-1868 гг., на основании его переписки и воспоминаний, близких поэта и его гостей реконструируется. Следует отметить, что в опубликованной части эпистолярного наследия А. К. Толстого весьма немного замечаний о конкретных условиях его пребывания в усадьбе и её обстановке. Гораздо чаще встречаются красочно-эмоциональные описания окрестностей.
Известно, что Красный Рог стал местом воплощения целого ряда творческих замыслов А. К. Толстого, среди которых драма «Царь Борис», «Посадник», многочисленные лирические стихотворения и баллады. Предаваясь литературным трудам, граф Толстой не забывал и о просвещении своих людей. В Красном Роге, также , как и в Погорельцах, А.К. Толстой открыл школы для крестьян. При этом следует отметить, что взаимоотношения А. К. Толстого и его «вассалов», как он иронически именует своих бывших крепостных в одном из писем к Каролине Павловой, отнюдь не были идиллическими. Это проявилось уже в период осуществления реформы 19 февраля 1861 года. В дальнейшем между Толстым и сельским обществом Красного Рога также возникали всякого рода пререкания, поведение же крестьян порой вызывало резкое недовольство и осуждение графа – «…крестьяне предпочитают умирать с голода, чем работать…».
С другой стороны, нет оснований полагать, что между краснорогским землевладельцем и его бывшими крепостными существовала какая-то взаимная враждебность – помимо построенной Толстым школы имеются и другие свидетельства того, что такой антагонизм отсутствовал. Например, усадебные постройки совсем не охранялись и даже не запирались, так как в этом не усматривали необходимости – краж и, тем более, грабежей не было вовсе.

Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка наезжая в столицы. С 1868 года граф Толстой с женой Софьей постоянно жили в Красном Роге. В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

   Со средины 60-х гг. его некогда богатырское здоровье — он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок — пошатнулось. Жил он, поэтому, большею частью за границей, летом в разных курортах, зимою в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях — Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге.

Последним произведением А.К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии. Похоронен он был в Красном Роге на погосте Успенской церкви. Над могилой поэта стараниями его вдовы была возведена кирпичная часовня-склеп, представляющая в настоящее время главный мемориальный объект Красного Рога.

Жанровое многообразие лирики А.К. Толстого Главным в лирике Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви — «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» (1858), «В стране лучей, незримой нашим взорам» (1856), «Средь шумного бала, случайно…» (1851) и другие.

Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий — Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие. Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты.

Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).

Список литературы

1. Трушкин, М. Д. А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / М. Д. Трушкин.- Москва: Русский Мир, 2009.- 656 с.

2. Красный рог и его обитатели: воспоминания / сост.: В. Д. Захарова.- Брянск: БГИТА, 2012.- 104 с.

3. Стафеев, Г. И. Красный рог и А. К. Толстой ( Красный рог – памятник культуры XVIII – XIX веков ) / Г. И. Стафеев.- Брянск: Брянское отделение Приокского книжного издательства, 1968.- 124 с.

4. Современники об А. К. Толстом. Сборник материалов.- Брянск: Изд-во Благотворительного фонда им. св. блгв. кн. Олега Брянского, 2002.- 128 с.

5. Толстой, А. К. О литературе и искусстве / Вступит. статья и коммент. И. Г. Ямпольского.- Москва: Современник, 1986.-335 с.

6. О родине песни и думы его…»; А. К. Толстой в мировой культуре: материалы научно – практических конференций, посвящённых 200 – летию А. К. Толстого ( 17 мая 2017 г., 31 августа – 1 сентября2017 г., г. Брянск) / [ редкол.: О. Е. Вороничев [и др.], отв. За вып. В. П. Алексеев ]; Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф. И. Тютчева, Брян. гос. краевед.музей.- Брянск, 2017.- 546 с.

7. День поэзии – XXI век.2017год. Альманах: стихи, статьи / сост .: Т. Аршак.- Изд-во  Вест- Консалтинг», 2017.- 296 с.

8. Жуков, Д. А. Алексей Константинович Толстой / Д. А. Жуков.- Москва: 2017.- 334 с.

9. Венок Алексею Константиновичу Толстому: Сборник / сост. И примеч.: В. Г. Деханов.- Брянск: ООО «Ладомир», 2012.- 167 с.

10. Стафеев, Г. И. А. К. Толстой. Очерки жизни и творчества / Г. И. Стафеев.- Тула: Приокское книжное издательство, 1967.- 127 с.

11. Захарова, В. Д. По следам Алексея Константиновича Толстого. Вымыслы и правда / В. Д. Захарова.- Брянск, 2008.- 240 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *