История. Архитектура. Привлекательные места

Наименование муниципального образования — Мглинский район

Краткая историческая справка

Мглинская земля древняя. На протяжении своей долгой истории Мглинская земля неоднократно менялась и по величине, и по названию, и по принадлежности.

В XIII-XIV веках Мглин и прилегающие к нему территории находились под властью Литвы. После разгрома русскими войсками литовских войск под Дорогобужем в 1500 году Мглин отошел к России.

Свыше 100 лет Мглин являлся пограничным городом Московского государства.

С образованием в 1781 году Новгород-Северского наместничества Мглин становится уездным городом.

До Октябрьской революции и в первые годы Советской власти Мглин был центром Мглинского уезда Черниговской губернии, с 1919 года — центром Мглинского уезда Гомельской губернии, с 1929 года — центром Мглинского района Клинцовского округа Западной области.

В 1937 году г. Мглин стал районным центром Орловской области. За время предвоенных пятилеток в городе были построены промышленные предприятия, в том числе крахмальный завод, общественные и жилые здания.

В период Великой Отечественной войны и фашистской оккупации Мглин подвергся серьезным разрушениям. Сразу же после освобождения были начаты восстановительные работы. Многие промышленные предприятия построены фактически заново (маслозавод, крахмальный и кирпичный заводы).

С 1944 года Мглин — районный центр Брянской области. Но, с 1963 по 1966 год Мглинские земли являлись зоной Унечского района. С 1 января 1967 года Мглинский район восстановлен.

Мглинский район на сегодняшний день — это муниципальное образование, в состав которого входят 1 городское и 12 сельских поселений, объединенных общей территорией. Административным центром муниципального района является город Мглин.

Городское поселение

Город Мглин

Краткая историческая справка

Интереснейшим городом Брянской области считается Мглин.  

Старинный город Мглин расположен на высоких, пересеченных оврагами берегах речушки Судынки, впадающей в реку Воронусу – приток Ипути.  Возник  город Мглин на правом возвышенном берегу р. Судынки земляным укрепленным поселением и потому долгое время именовался земляным городом. Основали Мглин наши предки –  восточные славяне на  возвышенности, которая ныне именуется Воздвиженская гора.

Городок утопает в зелени. Его холмистые и лесистые окрестности чаруют своей красотой. Это тихий городок, вдали от железной дороги, с населением около 8 тысяч  человек.  

Город Мглин входит в список 115 наиболее древних городов России. В 1 км от современного города, вверх по течению Судынки (приток Ипути), на мысу высокого правого берега находится городище, которое Карамзин считал древним Мглином, упоминаемым в Ипатьевской летописи в 1160 году под названием Зартый (Зарытый). Летописные известия о собственно Мглине относятся к 14 веку. Литовские метрики за 1387 год отмечают захват Мглина князем Ольгердом.  

Исторически Мглин – город-крепость, форпост русского государства в борьбе против иноземных захватчиков: татар, литовцев, поляков, шведов, французов, немцев.

История Мглина и земли Мглинской неразрывно связана с православием и защитой рубежей российских. Недаром на гербе города, утвержденном Екатериной II, изображена триединая золотая башня – символ мужества и стойкости в защите Родины. О прошлом города, его истории нам напоминают хорошо сохранившиеся памятники архитектуры: Успенский собор, церковь Святой Варвары, здание бывшей городской управы, где в настоящее время находится Мглинская средняя школа № 1, много в городе и других построек давних времен, формировавших его облик. Рядом с ними соседствуют новые жилые дома, современные здания предприятий и организаций. Таким образом, современность соединилась с древней историей города.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• Памятники градостроительства

1). Амбар расположен в центральной части города, к северо-востоку от Успенского собора, за городским парком. Это одна из немногих сохранившихся в области каменных, хозяйственных построек этого времени. Здание кирпичное, со следами известковой обмазки, двускатная кровля имеет позднее шиферное покрытие.

Амбар, последняя треть XIX века.

Прямоугольный в плане двухэтажный объем с высоким цоколем образует на торцах высокие кирпичные фронтоны. Скупой декор фасадов представлен угловыми лопатками, перебитыми на середине высоты тремя рядами выпущенной кладки, и развитым карнизом с сухариками. Обширные плоскости стен лишены оконных проемов. В западном продольном фасаде прорезаны ворота с обшитыми железом створками; над карнизом северного фронтона имеется металлическая чердачная дверь.

Ворота амбара

Плоское пере­крытие отделяет чердачное помеще­ние от основного объема.

План амбара

2). Дом жилой, 2-я половина 19 в. ул. Буденного, 7.
Расположен в центре города, вблизи главной площади, поставлен по красной линии улицы. Построен для уездного предводителя дворянства И.М. Скаржинского. Кирпичное одноэтажное здание с подвалом, фасады оштукатурены. Прямоугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен кровлей на два ската. Простой декор фасадов включает замковые камни над прямоугольными окнами и простой венчающий карниз.
В начале 1960-х гг. к нему пристроен Дом культуры. Один из немногих сохранившихся домов города периода эклектики.

Дом жилой , 2-я пол. 19 в. В настоящее время – Дом культуры, ул. Буденного, д.7

3). Жилой дом О.Г. Попелышко, конец ХIХ в. (1880 г.), пл. Советская, д.11

Жилой дом О.Г. Попелышко на Советской площади, 11. Конец ХIХ в. (1880 г.)

Жилой дом Попелышко расположен в центре города, на главной площади. Построен для местного крупного торговца и землевладельца Борлуева. В начале 20 века в нем разместилась школа городской управы, позднее преобразованная в мужскую гимназию. Хороший образец уездной жилой архитектуры Брянщины периода эклектики.

Двухэтажное кирпичное здание с поздней пристройкой, ныне оштукатуренное, перекрыто четырехскатной вальмовой кровлей. В первом этаже, предназначенном для торговли, окна прямоугольные, частично растесанные, во втором – арочные, с лучковыми перемычками. Скромный фасадный декор представлен пилястрами и венчающим карнизом.

4). Тюрма (Тюремный замок), 3-я четверть 19 века, 1-й пер. Володарского, 21.

Тюрьма (Тюремный замок) 3-я четверть 19 века, 1-й пер. Володарского, 21.

Расположена на окраине города. Возведена между 1857 и 1872 гг. силами Черниговской строительной и дорожной комиссии, на средства купцов из Новгород-Северского — Брука, Быховского и Слонима, которые сдали это сооружение в аренду государству. Характерный пример тюремного здания 2-й половины 19 века в провинциальном уездном центре.

Кирпичные стены трехэтажного корпуса с четырехскатной вальмовой кровлей оштукатурены по нижнему этажу. Все окна прямоугольные, венчающий карниз многообломный.

5). Управа Земская, вторая половина ХIХ века, Советская площадь, 17.
Расположена в центре города и играет важную роль в застройке главной площади. Построена в 1879 г. из кирпича и оштукатурена. Интересный образец уездного административного здания в области периода эклектики.

Здание бывшей гимназии и земской управы. 1885-1900 гг. (ныне средняя школа № 1 г. Мглина).

Двухэтажный прямоугольный в плане объем с поздней пристройкой с левой стороны завершен вальмовой кровлей. Фасадное убранство довольно нарядно и состоит из рамочных наличников прямоугольных окон, профилированного междуэтажного пояса и фигурного венчающего карниза.

• Памятники истории

На площади Советской г. Мглина расположены два мемориальных комплекса в память воинов-освободителей: памятник воинам-танкистам и мемориал воинам-освободителям с аллеей Героев.

Памятник воинам-танкистам
Мемориал воинам-освободителям. Аллея Героев

На территориях городского кладбища и учебного полигона ПУ-37 установлены памятники воинам-освободителям

Памятник воинам-освободителям на городском кладбище

22 октября 2011 года в Мглинском районе прошло два значимых события — в г. Мглине открыт памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и Чечне, а в деревне Соколовке-памятник солдатам Великой Отечественной, не вернувшимся с полей сражений.

Право открыть памятник было предоставлено Николаю Кондрат, Николаю Ишутину и Владимиру Сигаеву

Более 20 лет прошло с того времени, как наши войска покинули Афганистан, но для солдат, прошедших его дорогами, годы службы никогда не сотрутся из памяти.

73 уроженца Мглинского района с 1979 по 1989 год служили в далекой стране, двое из них — Михаил Быков и Михаил Штырхунов — не вернулись домой.

130 мглинских парней участвовали в чеченской войне. Жизни пятерых-Александра Ващенко, Игоря Чверткова, Игоря Никифорова, Василия Гуляева, Сергея Медведцева-оборвались на взлёте.

Освещение памятника воинам-интернационалистам

• Объекты религиозного назначения

1). Храмовый комплекс Собора Успения и церкви Варвары, ХIХ век, угол улиц Ленина и Буденного.

Успенский собор

Расположен на возвышенности в центре города, играет ведущую роль в его па-нораме. Состоит из Успенского собора и стоящей рядом теплой церкви Варвары. Деревянный храм Успения известен здесь с 17 в. Каменный собор заложен в 1815 г., в память о событиях Отечественной войны 1812 г., на пожертвования Коллежского ассесора Григория Лишина. В связи с недостатком средств, строительство шло мед-ленно, и возведенное в основном в 1825 г. здание было закончено лишь в 1827-30 гг. на присланные Николаем I деньги. Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 году вместо прежней, деревянной.

Главенствует в комплексе мощное здание Успенского собора, выполненное в стиле позднего классицизма и имевшее ранее две колокольни с высокими шпилями (разобраны в 1930 г.). К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полуциркульными арками (не сохранились). В ограде было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанными либо луковичными главками на высоких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невысокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмотря на разностильность сооружений, комплекс производит впечатление цельности благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х гг. храмы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары — А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.

Собор Успенский — один из значительных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитек-турными формами. Фундаменты бутовые, стены и своды кирпичные, снаружи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отличается четкостью и лаконизмом: массивный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных основаниях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены небольшими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом большой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогащали две трехъярусные колокольни, стоявшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза.

Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) горизонтальным рустом создает ощущение мощи, которое усиливают и сами портики — с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким антаблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие плоские ниши. Их верхние полукруглые части решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны прорезаны арочными (центральный) и круглыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница.

Просторный интерьер собора разделен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завершена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купила» на своеобразных дополнительных арках и парусах, благодаря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикулярными их осям распалубками над подпружными арками. В восточных угловых ячейках расположены гфиделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей.

Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В центральной части сохранились настенные росписи 2-й пол.19в., выполненные масляной краской по штукатурке: в куполе потемневшее изображение Саваофа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах.

В классицистическом резном иконостасе собора были копии икон В.Л.Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.

Успенский собор. 1815-1832 гг. Фото 2007 г.
Храмовый комплекс. Успенский собор и церковь Великомученицы Варвары. Фото 2007 г.

Церковь Варвары. Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем — слегка вытянутый по оси восток — запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном.

Церковь Великомученицы Варвары. Вторая половина XIX века.

Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами.
Основное помещение храма, перерытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод. В конце 19 — начале 20 веков в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция «Моление о чаше». Тем же временем датируется трехъярусный иконостас — типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевидных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.

2). ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, сер. 19 в.

Церковь Николая Чудотворца (на кладбище г. Мглина). Середина XIX века.

Расположена на городском кладбище в окружении деревьев. Построена в 1863 году вместо прежней, деревянной, «тщанием» местного губернского секретаря М.А. Голяки. Кирпичная и оштукатуренная. Интересный образец трехчастного бесстолпного храма в русском стиле со свободно интерпретированными формами архитектуры 17 века.

Объемно-пространственная композиция компактна и проста. Основной кубический объем в два света завершен пологой четырехскатной кровлей, увенчанной небольшим деревянным глухим четвериком и миниатюрным куполом-главкой с крестом. Прямоугольный в плане алтарь и короткая трапезная несколько понижены. Широкий нижний четверик примыкающей с запада двухъярусной колокольни растянут по оси север-юг, а узкий верхний, с арками звона, прежде был завершен шатром.

Декор фасадов состоит из граненых полуколонок на углах объемов и раскрепованных над ними карнизов, под которыми помещен оригинальный аркатурный пояс. Арочные окна (по два на боковых фасадах четверика, по одному на алтаре и трапезной) заключены в рамочные наличники с рустованными боковыми частями и тремя небольшими нишками-ширинками под подоконной тягой. Окна второго света четверика небольшие, круглые.

Внутри алтарь полностью открыт в центральный объем, а трапезная соединена с ним проемом, как и с нижним ярусом колокольни, служившим притвором. Перекрытия плоские, по балкам; лишь в средней части притвора сомкнутый свод, а в узких боковых — коробовые.

Перед церковью находится могила Ф.С. Байдаковской (ум. в 1914 г.), открывшей первую во Мглине женскую гимназию на собственные средства во флигеле своей усадьбы. На обелиске из серого мрамора — изображение раскрытой книги с надписью: «Ты отдала людям все, ничего не взяв от них». Неподалеку могила Ю.И. Бубновской (урожд. Круковской, 1850-1913), революционерки, участницы кружка «Южные бунтари», много лет проведшей в тюрьмах и ссылке. На обелиске из серого гранита (крест утрачен) надпись: «Господи, успокой душу ея во царствии Своем дорогой моей страдалицы Юлиньки боровшуюся за братство, равенство, свободу и независимость всех наций и сословий без различия сословий и состояний». Справа от церкви — могила первого председателя Мглинского уездного Совета левого эсера П.Б. Шимановского (1876-1918).

Ветлевское сельское поселение

Село Курчичи

Краткая историческая справка

Село Курчичи возникло при реке Воронусе. В 1723 году здесь было казаков 22 двора, пороховиков — 4 двора, крестьян ратушных — 7 дворов и две хаты. В 1751 году граф Кирилл Разумовский отдал крестьянские дворы и землю в Курчичах и соседней деревне Ветлевке Петру Искрицкому. Были здесь зависимые дворы у значкового товарища Романовского, у бунчукового товарища Искрицкого и у Марфы Есимонтовской. А три двора крестьян находились в подданстве шумаровских казаков Лисионков.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• объекты религиозного назначения

Церковь Воздвижения

Расположена на краю села, вытянувшегося вдоль высокого берега р. Воронуса. Возведена в 1831 г. из кирпича и оштукатурена. Небольшой храм в стиле ампир трактован подчеркнуто монументально. Типологически представляет собой ку-польную постройку крещатой формы.

В четкой и компактной композиции выделен основной объем в виде тяжеловатой ротонды с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола, завершенного маленькой главкой на цилиндрическом постаменте. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямоугольные пониженные рукава с двускатными кровлями: восточный — алтарь, северный и южный — боковые притворы с портиками, а удлиненный западный — трапезная. Она заканчивается невысокой трехъярусной колокольней с куполом и коротким шпилем. Служивший папертью нижний четверик колокольни имеет с запада вход; у двух верхних ярусов (промежуточного с маленькими круглыми проемами и звона с арками) срезаны углы. Сдержанное убранство фасадов типично для стиля ампир. Горизонтальная рустовка стен рукавов контрастирует с гладкими фасадами ротонды и колокольни. Объемы завершают упрощенные антаблементы, а верхние ярусы колокольни — простые карнизы. Боковые портики тосканского ордера имеют по две пары широко расставленных в центре колонн на общих постаментах и фронтоны с крупными модильонами в карнизе. Прямоугольные окна с уступом по краю подчеркнуты подоконными выступами. Филенчатые ниши украшают срезанные углы колокольни.

В интерьере доминирует круглый, перекрытый куполом зал, в который открыты низкие боковые помещения, апсида и трапезная с коробовыми сводами. Западная часть трапезной, отделенная аркой, соединена арочным проемом с восьмигранным помещением нижнего яруса колокольни (паперть), также имеющим коробовый свод. В алтаре сохранились настенные росписи, выполненные в нач. 20 в. масляной краской: на восточной стене изображены в рост фигуры Христа, Марии, Иоанна Предтечи и Фомы; на боковых — святые Серафим Саровский и Феодосий Угличский. К этому времени относится также иконостас, декорированный скромной резьбой, в котором сохранились четыре иконы, написанные маслом на досках.

Высокское сельское поселение

Село Высокое

Краткая историческая справка

Село Высокое возникло на ручье Тензе, на его правом возвышенном берегу. Может быть, поэтому и закрепилось за ним название Высокое. О времени его возникновения точных сведений нет. Однако в письменных источниках первой половины XVII столетия Высокое уже упоминается как владение польского магната Николая Абрамовича. Одно время оно находилось в ведении Мглинской ратуши (городского самоуправления). И жили здесь тогда казаки, крестьяне ратушные и крепостные, принадлежавшие Подлузским, Есимонтовским, Романовским, Лишиным, числившимся в мглинской казачьей сотне в начальствующем составе.

В 1717 году в письменных документах Высокое упомянуто селом. Значит, была уже в нем и церковь, до нас не дошедшая. В первой четверти XIX века в Высоком был построен каменный храм Николая классической архитектуры, выполненный по хорошему рисунку. В 1890 году при церкви была открыта начальная школа в собственном здании. Она называлась Высоцкая церковно-приходская школа Черниговской епархии.

В 1726 году по указу императрицы Екатерины I село Высокое было отобрано у мглинской ратуши и отдано Андрею Барановскому за донос на солдата Семикова, выдававшего себя за царевича Алексея, сына Петра I.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• объекты религиозного назначения

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца расположена на краю села, на высоком мысу между двумя оврагами. Построена в 1805 г. из кирпича и оштукатурена. Оригинальный памятник в стиле зрелого классицизма — восьмигранный купольный храм, центричность которого нарушает сильно развитая алтарная часть. Основной восьмерик имеет более узкие диагональные грани и выделенный аттиковый ярус, увенчанный граненым куполом с декоративным фонарем-четвериком и главкой (не сохр.). Три широкие грани украшены четырехко-лонными входными портиками с фронтонами, а к восточной почти во всю ширину объема примыкает прямоугольный алтарь с выступающей в центре полукруглой апсидой.

Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики упрощенного тосканского ордера с несколько массивными колоннами и неполным антаблементом. Тяга на уровне двух третей стен, карнизы портиков и алтаря, а также венчающий карниз восьмерика имеют небольшие выносы; прямоугольные окна и двери с простыми обрамлениями. Необычны большие круглые окна с плоским тянутым обрамлением, расположенные в два яруса вверху диагональных граней. В треугольном фронтоне восьмерика над алтарем сохранились остатки росписей с частью надписи, говорящей об их «возобновлении» в 1832, 1866 и 1892 гг. «усердием… казака Ивана Иосифовича Людькова».

Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый граненым сводом. Его стены лишены архитектурных членений, кроме отделяющего верхнюю часть карниза. Интересно сочетание находящихся над входами широких полуциркульных проемов и расположенных в два яруса круглых окон в простых рамках. Широкая арка соединяет храм с низким алтарем, разделенным на три части. Средняя из них перекрыта коробовым сводом, заканчивающимся конхой.

Краснокосаровское сельское поселение

Село Луговец

Краткая историческая справка

Краткая историческая справка

Село Луговец возникло по обе стороны безымянного ручья, впадающего в речку Кобыленку. В давние времена ходило мнение, что название Луговец произошло от слияния двух слов — «луг» и «овец». Такое могло произойти потому, что Луговец находится вблизи обширного заливного луга, по юго-восточной окраине которого нередко паслись овцы луговчан, но это остается только предположением. В письменных источниках Луговец впервые упомянут в начале XVIII века, хутором с крестьянским свободным населением, потом стало известно, что в хуторе Луговец 23 двора и он принадлежит полковнику Игнату Чесноку.
Затем о Луговце упоминается как о деревне, сообщается, что здесь в 1723 году Михаил Турковский, бывший сотник мглинский, имел крестьян с усадьбой и полевой землей 12 дворов и несколько бобылей-крестьян без полевой земли, с одними огородами.

В 1781 г. у Александра Скорупы — богача из казацкой верхушки — в Луговце числилось 16 крестьянских дворов и 16 бездворных хат, а в 1783 г. эта деревня уже показана за Шкляревичем — бунчуковым товарищем. Петр Шкляревич женился на Татьяне Чеснок и получил в приданое Луговец от тестя Игната Чеснока.

В конце 18 века упоминается и знатный казак Ширай, владевший имением в Луговце. Его имение путем купли перешло к Вериго, выходцу из Прибалтики, поселившемуся в Луговце. Луговец стал владением Вериго. Луговец числился деревней вплоть до отмены крепостного права.

В 1862 г. луговчане построили церковь Николая, и Луговец стал селом. Позднее внутри деревянной церковной ограды была построена деревянная церковно-приходская двухклассная школа. В 1914-1915 гг. была построена и вступила в строй 4-х классная деревянная земская школа.

9 мая 1918 г. в Луговце произошел пожар из-за баловства подростка. Он выстрелил из ружья вверх, горящий пыж упал на соломенную крышу, и в течение 3-4 часов сгорело более 140 дворов. Уцелело от пожара лишь несколько дворов на южной и северной окраине села.
Многолюдное село скоро заново отстроилось.

16 августа 1941 г. немцы-оккупанты заняли Луговец и вознамерились установить здесь крупный военный пост для борьбы с партизанами. Местом расположения поста избрали школу. Разметили классы для солдат и начальства. Но зимой партизаны заполнили школу соломой, подложили гранаты, сожгли и взорвали школу. Немцы так и не закрепились в Луговце. Это облегчило деятельность партизан в западной стороне Мглинского района.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• Памятники истории

В Луговце находится братская могила, увенчанная скульптурным изображением скорбящей матери. Надпись на постаменте гласит: «Здесь похоронен капитан Самойлов Николай Павлович и 18 советских солдат и партизан, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины в 1941-45 гг». На памятнике укреплены мемориальные доски с именами воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Таких имен по Луговецкому сельскому совету насчитывается 174, в большинстве жителей из Луговца.

• Объекты религиозного назначения

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца расположена в липовой роще, несколько обособленно от сельской застройки, по соседству со старинным садом бывшей усадьбы. Построена в 1862-65 гг. по заказу помещика Н.К. Вериго.

Церковь Николая Чудотворца в с. Луговец

Инициатором и энергичным строителем луговецкой деревянной церкви был местный житель Повтарь Давид Данилович, церковь луговчане построили всем миром. Стены рублены без остатка и обшиты тесом; цоколь кирпичный. Своеобразный деревянный храм, в архитектуре которого позднеклассицистические черты соединены с элементами русского стиля. Необычна его объемно-пространственная композиция в виде двухъярусного восьмигранника с узкими диагоналями гранями и небольшим пятигранным выступом алтаря. С запада алтарю соответствует более крупная квадратная в плане паперть, украшенная портиком. Сложное завершение здания состоит из треугольных щипцов над узкими гранями с врезанными в коньки их крутых двускатных кровель главками и низкого восьмерика с пологим шатром над центром объема.

Молодьковское сельское поселение

Молодьковское сельское поселение включает в себя такие населенные пункты, как: село Молодьково (центральная усадьба), село Католино, деревни Николаевка, Василевка, Цинка, Луговка, Лукавица, Слобода, хутор Ясенок, поселки: Ленинский, Калиновский, Репище.

Краткая историческая справка

Село Молодьково появилось в 1710 году над речкой Молодьково. Старшина Мглинской сотни Афанасий Есимонтовский взял разрешение у полковника Лукьяна Журавки на поселение здесь свободных крестьян, разорённых шведами, и крестьян, бежавших от своих господ. Позже часть крестьян в деревне принадлежала Александру Скорупе, 19 крестьянских дворов и 21 хата.

Добротная церковь была построена в селе Молодьково, рубленная из древесины. построена своя школа, изба-читальня. На реке Воронуса построена мельница, где мололи зерно на муку, а затем из нее выпекали в печке душистый хлеб.

В 30 годы в селе был организован колхоз «Им. Ворошилова». В эти годы в селе образован свой МТС, а при ней работала школа механизаторов. В центре села был построен магазин. По вечерам около него собиралась вся молодежь села и устраивала гуляния до самого утра.

Трудились в колхозе с раннего утра и до заката. Выращивали ячмень, жито, горох, лен. Вспахивали все поля лошадьми, а вызревший урожай убирали серпами. И везли на гумно, где цепами выбивали вызревшие зерна.

Денег за работу тогда не платили, а лишь давали понемногу с
колхозного урожая, чтобы накормить детей, которых
почти в каждой семье было по 8-10.

Люди трудились, приумножали богатства своего села, но пришёл 1941 год, и пришла война. Мглинский район был оккупирован немецкими войсками в августе 1941 года. Жители многих подлесных сел и деревень, таких как Молодьково, Католино, Николаевка оказывали большую помощь созданному Мглинскому партизанскому отряду. Много мужчин из села ушли в этот год в партизанские отряды, а жители помогали им продуктами питания, одеждой; шили куртки и вязали теплые носки, собирали и передавали разведывательные данные, хотя знали, что наказанием будет за это — смерть. Но это не сломило волю жителей с. Молодьково в борьбе с фашистами. 8 февраля 1943 года в село прибыл карательный отряд фашистов для расправы с партизанами и их семьями. По 6 партизанских семей с. Молодьково в день расстреливали фашисты, сбрасывали их тела в баню, поджигали, а сами уезжали из села. Сухие стены бани быстро сгорали, а имеющаяся на потолке земля обрушалась на горящие тела людей. После пожара жители находили прах сожженных и захоранивали в братскую могилу. Сейчас на братской могиле в селе сооружен памятник, — как вечная память павшим во имя Победы.

Село Католино находится в тридцати километрах от районного центра Мглина. Расположено на живописном берегу реки Ипуть.
Первоначально было одно большое селение Ширковка, расположенное на Мглинском большаке. Крестьяне этого селения тяготились переходами солдат через их деревню и доставкой для них подвод. И вот одна часть их переселилась в сторону большака и составила нынешнюю деревню Ширковка, а другая часть выбрала для поселения другое место, где теперь находится село Католино, и построили на берегу реки хаты в линию, отчего и поселок стал называться Хатолин.

В 1798 году на средства помещицы, вдовы капитана, Марии Николаевны Потемкиной в Католино был построен храм. Храм был деревянный, с двумя престолами. Главный придел освящен в честь Покрова Божьей матери, а второй — во Имя святителя Николая Чудотворца.

С 1806 года существовало церковно — приходское попечительство, главной заботой которого было украшение храма и благотворительность. В селе Католино действовала и церковно — приходская школа. При ней имелась библиотека.

В 1932 году началась коллективизация, образован колхоз. К этому времени в селе насчитывалось 120 домов.

В 1939 году село Католино имело школу, клуб, пекарню, маслозавод, водяную мельницу, пилораму, сельпо.

1941 год. Началась Великая Отечественная война. Объявлена всеобщая мобилизация. Опустело село, почти все мужчины ушли на фронт, а кто — в партизаны. Все хозяйственные работы легли на руки женщин и подростков.

Более двух лет длился ужас фашисткой оккупации, более двух лет люди жили между жизнью и смертью. Только 23 сентября 1943 года в село вошла Красная Армия. Село было освобождено. Много семей не дождались своих отцов, сыновей. Несмотря на ужасы войны, село не дрогнуло, стало восстанавливаться, ведь все нужно было начинать сначала.

Деревню Николаевку в 1941 году немцы сожгли дотла. За связь с партизанами в двух сараях деревни фашисты расстреляли 33 человека. Николаевка гордится своим героем Советского Союза Ляховым Логвином Прохоровичем.

Жители деревни Василёвка оказывали большую помощь партизанам продовольствием, а в зимнее время жители деревни мастерили лыжи для партизан. В феврале 1943 года в деревню Василёвка пригнали 240 человек из ближайших деревень и сел, это были партизаны и мирные жители, заперли их и подожгли. Все 240 человек сгорели заживо, черный страшный едкий смрад стоял над всей деревней. Три дня жителям деревни Василёвка трудно было дышать, и тот ужас им запомнился на всю жизнь.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• Памятники истории

Памятник партизанам и мирным жителям, погибшим в годы войны на берегу Ипути в урочище Чагодай

Память о мужестве и воинской доблести героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, жива. И свидетельство тому — открытие нового памятника партизанам 3-й Клетнянской партизанской бригады, Бежицкого и Хотимского партизанских отрядов, погибшим 12 июня 1943 года при переправе через реку Ипуть. Около трёхсот жизней в один миг оборвалось во время трехчасового боя у хутора Подлузский. Прозрачная вода реки Ипуть на километры окрасилась в багровый цвет. Многие из партизан утонули в реке.
В живописном урочище Чагодай напоминают о трагедии, разыгравшейся здесь в тот черный день, гранитные плиты монумента «Партизанское братство». А на другом берегу Ипути, в деревне Луговка, 21 июля 2012 года открыт еще один памятник партизанам и мирным жителям, погибшим в годы войны на берегу Ипути в урочище Чагодай Молодьковского сельского поселения Мглинского района.

Памятник в деревне Луговка

• Экологические объекты

Лесные ресурсы Мглинского района составляют 33,707 тыс. га, лесистость-28%. Наиболее ценные леса — хвойные, занимают 54,7 процента лесных площадей, значительная часть лесопокрытой площади занята березой и осиной. Распространены также дуб, ясень и клен.

В 2006-2008 годах была проведена паспортизация особо охраняемых природных территорий Брянской области. На территории Мглинского района расположены три памятника природы: «Католинский» — площадью 90 гектаров, «Ипутьский порог» — 484 гектара, «Петровское болото» — 194 гектара.

Памятник природы «Петровское болото»

«Петровское болото»

Петровское болото находится в 27 километрах к северу от г. Мглина, в полутора километрах к северо-востоку от д. Василёвки, в 4 километрах к северо-западу от с.Католино — в пределах 37 и 38 кварталов Водославского участкового лесничества ГКУ Брянской области «Мглинское лесничество». Как памятник природы областного значения взят на учёт комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области и администрацией Мглинского района.

Приносят ли болота какую-нибудь пользу? Конечно, и немалую. Болота — это такая же необходимая часть природы, как леса и луга. Их тоже надо охранять. Ведь в природе всё взаимосвязано, и нарушать это единство нельзя. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Дают человеку клюкву, морошку, голубику. Птицы устраивают гнёзда и кормятся на болотах. Утки, гуси, журавли, кулики, цапли просто не могут обойтись без болот. На болота заходят косули и кабаны. Мох сфагнум полезен тем, что образует торф и обладает обеззараживающим действием. Мхи по-другому называют водохлёбами, потому что они «выпивают» воды в 30 раз больше, чем весят сами. Петровское болото имеет ботаническое, зоологическое, гидрологическое и ресурсное значение. Здесь произрастают два вида растений, внесенных в Красную книгу Брянской области: любка двулистная и печеночница благородная. Это место обитания чёрного аиста, внесённого в Красную книгу Российской Федерации и Брянской области, а также глухаря, внесённого в Красную книгу Брянской области. Верховое Петровское болото питает водотоки бассейна реки Ипуть, и кроме того оно — место произрастания и сбора клюквы.

Новоромановское сельское поселение

Село Новая Романовка

Краткая историческая справка

Село Новая и Старая Романовки расположены в южной части Мглинского района. Села расположены на берегах реки Воронусы.

Достоверные сведения о Старой и Новой Романовке начинаются со второй половины XVII века. Деревня Старая Романовка при речке Воронусе возникла на месте бывшей буды, на землях, еще никому не принадлежащих. Основал ее знатный казак мглинской сотни Иван Романович Романовский. В 1694 г. на другой стороне Воронусы по разрешению полковника Стародубского полка Миклашевского Романовский начал «садить» новое поселение. С этого времени за старым поселением закрепляется название Старая Романовка, а за новым — Новая Романовка. Разрешение Миклашевского, данное сотнику Романовскому, было утверждено в 1695 году гетманом Мазепой. Так возникли обе Романовки. Возникли они как свободные поселения, но потом оказались в полной крепостной зависимости от помещиков и неоднократно передавались по наследству. В дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции.

Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки — выходцы из Белоруссии жили в Стародубе, служили в Стародубском полку, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли. Потомок этих Лашкевичей — Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Александре Андреевне Дуниной-Борковской. И в течение 1801-1807 годов все имения Борковских — обе Романовки, Ветлевка, Ормин, Лукавица стали владением С.А.Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовке.

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• Памятники истории

Усадьба Бубининых-Борковских

Усадьба Дуниных-Борковских находится в центре большого древнего села Новая Романовка на правом берегу реки Воронуса. Первоначальный облик усадьбы кон. 17 — 18 в. неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течении 1-й пол. — сер. 19 в. В 1811 году по заказу помещика С. А. Лашкевича построена усадебная каменная церковь Покрова, заменившая деревянный храм 1712 г. Ее интерьер украсил иконостас с иконами, выполненными в 1814-1815 гг. выдающимся русским художником В.Л. Боровиковским. Всего икон письма Боровиковского в Новоромановской церкви было 26, но они не сохранились.

Усадьба Дуниных-Борковских
/1-я пол. — сер. 19 в./

Помимо икон в Новоромановской церкви более 100 лет хранилась достопамятная запись С.А.Лашкевича, в которой сообщается, что 7 сентября 1825 года он в своей деревне Лукавице на почтовой станции встречал императора Александра I и в знак гостеприимства подносил ему хлеб. А 13 сентября, сообщается далее, во Мглин прибыла его жена Елизавета Алексеевна, ночевала в доме Мглинского дворянина Косача и 14 числа слушала торжественное богослужение в храме Воскресения Христова. Торжественная встреча царя в Лукавице и царицы во Мглине «для любопытства будущим временем» была записана в Романовской церкви белилами на массивной двери. Эта дверь в настоящее время хранится в городе Мглине, в районном краеведческом музее.
У С.А.Лашкевич, женатом на А.А.Дуниной-Борковской, детей не было. Поэтому имения в Романовках, Ветлевке, Ормино, Лукавице после его смерти перешли по наследству к детям брата его жены Дмитрия Андреевича Дунина-Борковского.

В 1853 году по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина — Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка — сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков. В 1970 — 1972 гг. между усадебным домом и парком построено здание школы.
Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской области периода позднего классицизма — начало стилизаторства. В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной особью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км: В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был построен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в конце 19 — начале 20 в. игровые площадки (теннисная, крокетная и др.) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.

Парк

Парк

Интересный памятник садово-паркового искусства периода классицизма, созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки. Основой планировочной структуры служит геометрическая сетка прямых аллей, плотно обсаженных липами и членящих парк на ряд крупных участков. 3 Территория с юга ограничена дорогой, а с востока берегом пруда. Широкая главная аллея пронизывает парк в продольном направлении; две другие, перпендикулярны ей, делят его на три зоны. Прибрежный луг, партер, площадки и цветники вокруг дома с редкими группами кустов и отдельными деревьями образовывали, первую открытую зону парка, которая как бы обрамляла дом. Далее располагалась основная, ландшафтная часть, имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми по насыпи проходила главная аллея. Самая удаленная часть парка с несколькими небольшими лужайками была засажена преимущественно фруктовыми деревьями.
Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарников. Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза; представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья, некогда формировавшие ландшафтные группы. Целые заросли образуют лещина, боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки состоят в основном из яблонь (Антоновка) груш.

Дом

Оригинальный образец усадебного строительства середины 19 в., выполненный в духе подражания загородным виллам итальянского Возрождения. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов, основная прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном, обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими колоннами. Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня — бельведер, венчающая юго — восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного фасада и срезанный юго — западный угол, возле которого прежде к дому примыкала оранжерея с зимним садом.

Декор фасадов несколько суховат и электичен. Цоколь, плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишам в центре. Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные арки в надстройках ризалитов. Карниз бельведера с машикулями явно навеян архитектурой крепостных башен.

В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам в ризалитах находится два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.

Село Разрытое

Краткая историческая справка

Село Разрытое, расположенное в 15 км от Мглина возникло, как уверяют исследователи, задолго до нашествия татаро-монголов на Киевскую Русь. Остались только древние курганы — свидетели многовековой истории поселения.

Село Разрытое возникло небольшим восточно-славянским поселением в истоке реки Воронусы.

Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.

Село Разрытое было владением графов Гудовичей.

Село Разрытое… Здесь всё пропитано историей. История этого места — это история веры и неверия, мечты и реальности, легенд и документов. Вокруг неё выстраивается потрясающая картина верности и предательства людей, заблуждений и поисков истины, лукавых страхов и исповедничества.

Человек, стремящийся видеть чуть дальше «видимого очами», не может равнодушно пройти мимо святынь Разрытого. Чем же так притягивает Разрытое, основанное задолго до нашествия татаро-монголов на Киевскую Русь?

Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов

• Объекты религиозного назначения

Свято-Троицкий Покровский монастырь в имении княгини Голицыной

Свято-Троицкий Покровский монастырь в имении княгини Голицыной
(в девичестве графиня Гудович)

Лучше всего историю любого места молчаливо рассказывают сохранившиеся достопримечательности. Всё, что дошло до наших дней, — это расположенные в двух километрах от селения курганы и руины трёхпрестольного (в честь Святой Троицы, Покрова и Михаила Архангела) каменного храма во имя архангела Михаила, построенного в центре села на месте одноименной деревянной церкви в 1834 году. Даже разрушенный он не утратил своей красоты и величия и производит неизгладимое впечатление на всех, кто посещает Разрытое.

Храм во имя архангела Михаила

В селе было имение графа Василия Гудовича. В 1781 году здесь имелось 28 дворов и 35 хат. Имение располагалось на возвышенной местности, было окружено вековым сосновым бором. На севере — обширное озеро, на западе — фруктовый сад, с южной стороны — парк с искусственно выращенными деревьями разных пород, со множеством живописных аллей и дорожек. Но не только и не столько этим интересно и известно Разрытое. Дворянских имений в России было немало, но далеко не в каждом был монастырь. В Разрытом — был. Имение по наследству досталось дочери графа княгине Александре Васильевне, вдове вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства М.П.Голицына. Она-то и основала, уже будучи вдовой, в июле 1900 года женскую общину — Свято-Троицкую Покровскую — по образу уже существовавших к тому времени Александровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской (Москва) женских общин, созданных особами, принадлежавшими к царской семье. Такие общины являлись своеобразными женскими монастырями в миру, там не требовали пострига в инокини. Так называемое белое монашество. Женщины в возрасте от 21 до 40 лет давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от мирских соблазнов. Их жизнь и труд определялись уставом, подобно монастырскому. Устав утверждал Святейший Синод. На благое дело княгиня А.В.Голицына пожертвовала 50 тысяч рублей, из которых 35 тысяч выделялись на строительные нужды, 15 тысяч — на содержание общины и священника. Не пожалела и 1000 десятин земли своего имения. В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём. К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки. Обитель процветала, если так можно выразиться о духовном месте, — вплоть до октябрьской революции 1917 года.

В декабре 1917 года по решению Мглинского уездного исполкома монастырское имущество переписали и объявили народным достоянием и, как тогда было принято, просто разграбили. Земельные угодья обители — 1012 десятин 1500 сажень — были переданы Разрытовской сельхозшколе. Лишь в апреле 1918 года по просьбе игуменьи власть имущие наделили-таки монашек землёй — по 8 десятин на сестру, тут тебе и пашня, и сенокос. С ноября 1917 по июнь 1918 года для нужд Красной Армии было конфисковано 7 лошадей, крытый фаэтон, бричка, 4 быка, 15 коров, 4 свиньи, 4 овцы и 200 пудов сена. Кроме этого Мглинский уисполком потребовал выдачи 20 тысяч рублей из неприкосновенного монастырского капитала. Активное участие в разграблении монастыря приняли и местные крестьяне: утащили оттуда 120 пудов сена, три овцы, 12 колод пчёл.

Памятная табличка, где по преданию исчезла матушка Екатерина

Постепенно и монастырские здания отходили «на нужды советской власти». В апреле 1918 года сюда, в Разрытое, перевели детский приют, устроили здесь фельдшерский пункт — всё за счёт построек обители. Весной 1919 года новая беда — эпидемия сыпного тифа, унесшая немало жителей Разрытого и монастыря.
События нарастали, как снежный ком. 24 июня 1921 года президиум Мглинского уисполкома Гомельской губернии принял постановление о ликвидации монастыря в Разрытом. Председатель исполкома Андросенко считал, что обитель «является контрреволюционным гнездом на четыре уезда Гомельской губернии, во главе которого стоят игуменья Ващенко и священник монастыря Красногорский…». Обычная для того кровавого и безбожного времени формулировка. Всё имущество обители было конфисковано и частично использовано для оборудования партклуба. Возмущённые произволом местных властей, члены Унечского церковного совета Никольской церкви обратились с жалобой к председателю ВЦИК М.И. Калинину и в Гомельский губисполком. Калинин распорядился предоставить жильё 160 «выселенным» разрытовским монашкам. Но пока суд да дело, монахини разбрелись по миру. Так угасла жизнь Свято-Троицкого Покровского женского монастыря в селе Разрытом.

Только духовная жизнь в местах, избранных Богом, не угасает навсегда. Приходит время — и возрождается… Незадолго до Великой Отечественной войны в Разрытом поселилась странница Божия Екатерина. Сама родом из Суземки, с детских лет скитающаяся по России, по монастырям, она и раньше как-то приходила в Троицко-Покровский монастырь, но её не приняли. Когда окончательно осела в Разрытом, жила в баньке местного жителя Сергея Васильевича Борщова на Петровском конце села. Вокруг неё собрались верующие. Молились. Саму матушку Екатерину ещё при жизни многие жители Разрытого почитали за святую. Была она, как уверяют те, кто её знал, пророчицей и провидицей. В праздники и по выходным дням по лугу вереницей шли со всей округи верующие и просто мирские люди к домику матушки.

Видно и правда, не стоит село без праведника. У дороги на подъезде к Разрытому Екатерина повелела соорудить десятиметровый деревянный крест. Сама часто ходила молиться к большому старому и засохшему, с выжженным нутром дубу. И однажды произошло то, что произошло: дуб вдруг зазеленел. Выпустил листочки — как людей с ожившей верой в душе. И с той поры дуб, выжженный и вымученный, всё зеленеет. В этом любой приезжающий в Разрытое может убедиться. Говорят, кто возле него помолится, к тому откровение Божие приходит. История жизни матушки Екатерины обросла легендами и мифами. Каждый волен верить или не верить известным фактам, собранным в книге «Слово о Матушке Екатерине Евлампии Евлампий (село Разрытое)», вышедшей в Москве в августе 1999 года. Когда началась Великая Отечественная война, многие перед отправкой на фронт приходили к матушке за благословением. Кого крестом благословила, тот убит был, а кого просфорой — тот жив оставался. Во время немецко-фашистской оккупации сказала, что немцы в Разрытое не войдут. Так и случилось — не вошли в село немцы ни разу за два долгих года оккупации. Матушка Екатерина говорила, что «в монастырском доме разрытовском сначала будут беситься, потом лежать, потом качаться, а потом снова будут молиться». Так и вышло: после революции в монастыре устроили клуб, потом здесь была больница, затем роддом. Сейчас в этом доме снова молятся.

Но обо всём по порядку.

Матушку Екатерину забрали и увезли из села 3 июня 1959 года — во времена хрущёвских гонений верующих. Тогда за два года (1959-1960) в стране были закрыты тысячи православных храмов, многие священники были изгнаны и подвергнуты репрессиям. По поводу конфессиальной принадлежности разрытовской общины верующих было вынесено постановление: считать Матушку Екатерину и её молитвенников неправославными. Знала Екатерина свою участь: слышали люди её горький плач возле святого дуба. Сама она говорила жителям Разрытого: «Спасёте меня — возвеличу, не спасёте — обезличу». Не спасли. Да и как, кто и где мог спрятать в то время человека?.. А от Разрытого и правда сегодня, почитай, одно название осталось: захирело село, разошлись по свету его жители. Говорят, трижды
приезжали старушку немощную забирать. В первый раз властные начальники, послушав Екатерину, не решились её трогать. Во второй раз люди не дали. А в третий раз молодой врач Александр Зайцев погрузил-таки уже не встающую матушку в санитарную машину, чтобы отвезти в дом инвалидов в другой район. Врачу тому матушка сказала: «Мало, дитё, землю потопчешь. Лучше б тебе не родиться на свет». Не прошло и года, как умер тот от рака — белокровия. Легенда гласит, что когда крытая санитарная машина, увозившая Екатерину, доехала до большого Креста, мотор заглох, вдруг опустился густой туман, что в двух шагах не стало ничего видно. А когда туман рассеялся, матушки в машине не оказалось. Сама уйти она не могла, на носилках её выносили из кельи. А в Дубровку, в дом престарелых, привезли потом совсем другую старушку и выдали её за матушку Екатерину. Сбылись её пророческие слова: «Могилки моей никто не узнает». В том месте, где по преданию исчезла из земной жизни разрытовская молитвенница, теперь установлена памятная табличка. Место огорожено. С уважением к чувствам тех, кто хранит память о матушке Екатерине, отнеслись в ОАО «Брянская мясная компания» агрохолдинга «Мираторг». Когда обустраивали неподалёку животноводческую ферму «Старая Романовка», помогли обустроить и ограду возле памятного места.

Поистине удивительно, как всё связано в мире. Ни в каких дошедших до наших дней источниках не указывалось имени монастырской церкви, настоятелем которой был Дмитрий Красногорский. Но всему своё время: и памяти, и забвению, и возрождению. В 1989 году в Разрытое пришёл старец Василий Яковлевич Яцков и возродил память о матушке Екатерине. Родом он был из села Найтоповичи Унечского района, родился в 1906 году, участник и инвалид Великой Отечественной войны. В советские времена прошёл и тюрьмы, и психиатрические лечебницы, куда его отправляли за веру и убеждения.

С его приходом в Разрытое в монастырском доме снова стали молиться. И опять сбылось пророчество матушки Екатерины. На месте бывшей монастырской церкви поставил старец часовенку — там, где предположительно находился алтарь. А когда у него спросили, в честь кого, старец ответил, что было ему видение: в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это произошло в июле в 2004 году, в тот год из США в Россию была возвращена эта икона. Часовня Тихвинской Божией Матери в свое время была у домика матушки Екатерины. В её келье были иконы Тихвинской Божией Матери, Божией Матери Феодоровской, Казанской, Достойно есть, Милующая и Неопалимой Купины. Один из местных жителей принёс и оставил в часовне плиту с выбитыми на ней словами:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основася сiя церковь въ честь и память Василiя Агкирскаго и Царицы Александры при державе Благочестивейшаго Самодержавнойшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича II при святительтве же Преосвященнейшаго Антонiя Епископа Черниговскаго и Нежинскаго и Настоятельницы Игуменiи Архелаи иждивениемъ Княгини Александры Голицыной В лето отъ сотворения мира 7408 от рождества же по плоти Бога Слова 1900 года месяца Iюня 4 дня».

При Свято-Троицкой Покровской общине въ память родителей Княгини Александры Голицыной усопшихъ Василия Александры со чадами».

Как выяснилось только в 2012 году, на служение в храме Свято-Троицкого Покровского монастыря в Разрытом священник Дмитрий Красногорский был благословлён самим Иоанном Кронштадским в 1902 году — благословлён иконой Тихвинской Божией Матери. Об этом старец Василий не мог знать, он оставил этот мир в феврале 2006 года, почти в 90 летнем возрасте. Прерывающаяся, по разным причинам в разное время, духовная жизнь Разрытого всякий раз в своё время
возобновляется.

Разрытое — дивное место. Здесь красота просто разлита в воздухе. И здесь немноголюдно. Но, наверное, в таких местах и не должно толпами ходить. Здесь кажется, что мы все, земные люди, живём как-то не так, не попадаем в радостный ритм течения жизни — невидимое Вселенское дыхание. Здесь, в с. Разрытое Новоромановского сельского поселения Мглинского района, душа попадает в этот радостный ритм жизни.

Литература:

  1. Городков В.Н. Архитектура малых городов Брянского края. — Брянск: ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение», 2008. — 128 с., ил.
  2. Городков В.Н. Очерки архитектуры Брянского края. — Брянск: ЗАО «Издательство»Читай-город», 2006. — 240 с.. ил.
  3. Протченко З.Е. Земля Мглинская — родной край: историческая повесть. — Брянск: ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение», 2003. — 232 с., ил.
  4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства россии: Брянская область. — Москва: Наука, 1998. — 640 с.

Составитель Макарова Т.Н.